У крупного бизнеса нет однозначного ответа на вопрос о том, какое влияние окажет на деятельность компаний так называемый «пятый антимонопольный пакет».
Практически каждая вторая компания (53,1 %) – полагает, что изменения не окажут существенного влияния на деятельность фирмы. При этом в числе тех, кто прогнозирует влияние законопроекта на бизнес в случае его принятия, полярные мнения распределились следующим образом: 28,1% опрошенных полагают, что изменения будут скорее позитивны для деятельности их компании, 18,8% опрошенных видят скорее негативное влияние. Негативное влияние отмечают по большей части представители компаний, занятых в сфере оптовой и розничной торговли. Такие данные получили эксперты юридической фирмы BGP Litigation в рамках опроса «5-й антимонопольный пакет: взгляд бизнеса».
Вместе с тем, большую часть конкретных изменений, предложенных в рамках законопроекта, представители опрошенных компаний, в числе которых бизнес из таких отраслей, как IT, маркетплейсы, телеком, цифровые транзакционные платформы, производители медицинского оборудования, крупные ретейлеры, промышленные предприятия, девелоперы, респонденты оценивают позитивно.
Так, 40,6 % опрошенных уверенны, что предложенные законопроектом критерии доминирующего положения цифровых платформ полностью корректны и улучшают положение в этой сфере. Каждая четвертая компания (25 % опрошенных) считают их избыточными, а 34,4 % – напротив, недостаточными.
«Очевидно, что несмотря на общее согласие с тем, что текущее регулирование не удовлетворяет сегодняшним реалиям бизнеса, у самих компаний нет единого мнения относительно предложенного законом критериев доминирующего положения», – отмечает Ирина Акимова, партнер практики конкурентного права BGP Litigation.
Подавляющее большинство опрошенных – 90,3 % – считают обоснованным, что для того, чтобы установить, что участник цифрового рынка занимает на нем доминирующее положение, необходима оценка целого ряда критериев. В частности, нужно оценить сетевой эффект, а также наличие у компании возможности затруднять доступ на товарный рынок другим, в том числе за счет количества совершаемых посредством программы (совокупности программ) сделок.
Вопрос:
Считаете ли вы обоснованным, что для установления доминирующего положения участнику цифрового рынка необходимо дать оценку сетевому эффекту, а также наличию у такого хозяйствующего субъекта возможности
«Сейчас подход к определению доминирующего положения субъективен, основан на практике. Такого рода изменения дадут участникам рынка более четкое понимание того, как доказать наличие доминирующего положения компании», – отмечает Илья Кожевников, юрист практики конкурентного права BGP Litigation.
Согласно законопроекту, сделки по покупке компаний на цифровом рынке на сумму выше 7 млрд рублей также потребуют согласования ФАС. Согласны с таким предложением большинство – полностью против необходимости согласования высказались только 15,6 % опрошенных. Тем не менее, цифра в 7 млрд руб., взятая из закона о защите конкуренции, для конкретного вопроса может потребовать уточнения, считает Илья Кожевников.
Одно из самых значимых и спорных изменений 5-го антимонопольного пакета – распространение запретов на заключение картельного соглашения на торгах на подконтрольную группу лиц.
Изменение отчасти обосновывается тем, что ранее два хозяйствующих субъекта, находящихся под контролем одного лица, могли участвовать в торгах, имитируя конкурентную борьбу и ограничивая конкуренцию. С другой стороны, остается открытым вопрос о том, кто будет второй стороной в таком соглашении, если, исходя из судебной практики, группа лиц является одним хозяйствующим субъектом.
Вопрос:
Считаете ли вы необходимым распространение запретов на заключение картельного соглашения на торгах на подконтрольную группу лиц?
Ответы на вопрос о том, необходимо ли такое изменение, продемонстрировали, что вопрос остается неоднозначным для бизнеса, а информации по рискам каждого из сценариев, с большой вероятностью, недостаточно. Варианта, к которому однозначно склонялись бы большинство компаний, не нашлось, а мнения разделились практически поровну:
48 % опрошенных компаний считают, что запрет не нужен, 52 % – уверены в его необходимости.
«Возможно, бизнес недостаточно информирован о последствиях изменений в этом направлении и, как следствие, не до конца понимает риски отмены иммунитета для подконтрольной группы лиц, – отмечает Ирина Акимова, партнер практики конкурентного права BGP Litigation, председатель Ассоциации антимонопольных экспертов. – Тем временем, в случае принятия соответствующих поправок действия участников торгов при наличии у них одного учредителя или генерального директора могут быть квалифицированы в качестве картельного соглашения. Представляется, что в такой ситуации участникам рынка будет сложнее доказывать, что их участие в торгах обусловлено необходимостью проведения конкурентной процедуры и недопущения заключения контракта с единственным поставщиком.»
Участники опроса – крупные и средние российские компании из разных отраслей бизнеса. Подробнее с результатами опроса можно ознакомиться по ссылке.
***
BGP Litigation — юридическая фирма с офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Дубае, специализирующаяся на комплексной защите бизнеса. BGP Litigation занимает второе место среди юридических фирм России по количеству юристов и выручке согласно рейтингу Право-300.
Фирма занимает первое место в двадцатке ведущих юридических компаний по банкротным проектам, а также входит в первую группу крупнейших судебно-арбитражных практик России по данным информационно-аналитического портала Право.ru. Компания оказывает услуги по 17 направлениям специализации и объединяет более 100 юристов.